Сегодня мы попытаемся сконцентрироваться на психологических последствиях сильного стресса. И вот, что происходит, когда человек получает травму. Сильная психологическая травма приводит к тому, что личностная структура, некогда бывшая целостной, распадается на несколько частей:
Раненое Я (Внутренний Ребенок);
Критикующее Я (Внутренний Критикующий Родитель);
Наблюдающее или Сострадающее Я (Внутренний Взрослый).
Путем такого расщепления психика пытается справиться с пережитым травмирующим опытом. Далее мы опишем те функции, которые выполняет каждая расщепленная часть личностной структуры.
Внутренний Ребенок (Раненное Я).
Раненое Я содержит в себе всю боль, стыд и отчаянье, а также убеждения насчет себя:«я никчемный», «я не заслуживаю любви».
Эти убеждения возникают в результате травмы. Как правило, это Я — того возраста, в котором случилась травма. И, как правило, это Я «живет» в основном в подсознании и на поверхность «выходит» редко. Не смотря на то, что эта часть «обитает» в подсознании и не всегда даже осознаваема, она оказывает огромное влияние на жизнь и поступки травмированного человека. Если описывать Внутреннего Ребенка, то он может «выглядеть» таким образом: это реактивный, очень запуганный ребенок, который живет в состоянии отчаянья, и который изголодался по любви и теплу, а также носит в себе непосильную и невыносимую ношу «знаний» о том, какой он плохой, мерзкий, отвратительный, грязный и во всем виноватый сам. Насколько жизненно необходима ему любовь, настолько же глубоко он уверен, что у него нет никакой надежды ее получить.
Критикующий Родитель (Критикующее Я).
Критикующее Я выполняет функции контроля и защиты. С одной стороны, оно стремится контролировать ситуации и окружающих, чтобы травма больше не повторилась. С другой стороны, оно контролирует самого человека, а особенно его Раненое Я, которое может в любой момент вырваться наружу. Критикующее Я воспринимает Раненое Я как большую проблему, как капризного, надоедливого, отнимающего время ребенка. Который, ко всему прочему, и виноват в «том, что с нами случилось тогда». Часто воспоминания и само осознание травмы вытеснено полностью, поэтому психотерапевту нужно время, чтобы человек осознал эту часть себя.
Критикующее Я — это то Я, которое травмированный человек знает лучше всего, потому что остальные отщепленные состояния (Раненое и Наблюдающее) пребывают в неосознанном или полусознательном состоянии. Попытки Критикующего Я решить проблему путем изгнания или попыток уничтожения Раненого Я — какими бы мужественными они бы не были — приводят к плачевным результатам, от которых становится еще хуже.
Внутренний Взрослый (Наблюдающее Я).
Наблюдающее Я — это мудрая, любящая часть нас, которая может видеть все отщепленные состояния Я, учитывать их интересы, а, самое главное — проявлять в отношении Раненого Я так необходимую ему поддержку. Именно потому, что это Я способно видеть Раненое Я и вообще всю посттравматичесую обстановку в психике, оно и вытеснено в полубессознательное или бессознательное состояние. Раненое Я часто содержит в себе столько стыда и боли, что встретиться с ними, особенно, в одиночку — задача непосильная.
Основные характеристики этих трех состояний Я:
Раненое: запуганное, переполненное стыдом и отчаяньем, реактивное;
Критикующее: критикующее, жестокое, отвергающее, контролирующее;
Наблюдающее: уважающее, мягкое, внимательное, мудрое.
Психотерапия по скайпу посттравматических состояний.
Психотерапия по большому счету ставит перед собой задачу интеграции этих трех состояний. Это значит, что необходимо присоединение отщепленных частей. И психотерапевту важно добиться, чтобы ваше Наблюдающее Я заняло позицию «над» остальными состояниями. А Раненое Я в свою очередь имело возможность освободиться от стыда и страха. Работа будет сводиться к тому, чтобы Критикующее Я отпустило свой контроль. И последняя задача — дело очень тяжелое, терапия может «простаивать» из-за сопротивления клиента освободиться от своего гиперконтроля. В общем психотерапия, направленная на интеграцию всегда одна из самых тяжелых как для терапевта, так и для клиента.
Как происходит психотерапия посттравматических состояний.
Первый шаг. Психотерапия будет направлять своего клиента на осознание своих частей.
Второй шаг. Терапевт будет обучать клиента присваивать их себе.
Третий шаг. Заключается в работе на итеграцию.
Прежде чем решаться на психотерапию по скайпу, вам нужно понять, что быстрых результатов не будет. Любые серьезные и стабильные результаты всегда появляются через время и не важно, чем бы вы ни занимались: строили бы карьеру, занимались бы спортом или хобби. Все приходит с трудом и со временем. А в случае с психотерапией важен не сколько результат, сколько процесс и он не может быть линейным. Психотерапия всегда идет на два шага вперед и на один назад. Кроме того, это процесс не линейный, а цикличный — идущий витками вверх. И так, давайте разберем подробнее шаги психотерапии. Мы думаем, что наши клиенты должны знать, что с ними будет делать психотерапевт, — это дает половину уверенности в том, что психотерапия это не просто разговоры.
Первый шаг психотерапии — это обретение осознанности и понимания своих отщепленных частей.
Как правило, травмированный человек живет по большей части в своем Критикующем Я. Это постоянное запинывание себя и других, самообвинения, самоунижение и соответствующее отношение к остальным. Если травма была получена в детстве, то ребенок не понимает всех обстоятельств, по которым и при которых случилось травмирующее событие, поэтому обвиняет во всем в первую очередь себя. Не смотря на то, что жить в таком состоянии очень тяжело, отказаться от самообвинений и ослабить контроль — одна из самых сложных частей процесса психотерапии.
Для психотерапевта «выманить» наружу Раненое Я тоже непросто. В процессе психотерапии, оно может ненадолго появляться и тут же исчезать. Эта часть нас давно потеряла надежду. Но она по-прежнему отчаянно хочет любви и приятия. В обстановке доверия и безопасности с психотерапевтом она может решиться выбраться и немного «пообщаться». Это еще один важный момент в психотерапии по скайпу. Не только разговоры сами по себе, но и безопасное, доверительное психологическое пространство оказывает сильный исцеляющий эффект. Часто — сильнее всяких разговоров.
Наблюдающее Я — это нечто, что надо или развить или вывести из коматозного состояния. Для этого психотерапевту нужно научить вас наблюдать за собой, осознавать происходящее внутри. Очень часто травмированных людей отличает нечувствительность к своим эмоциям и состояниям своего тела. А ведь это нужно для того, чтобы научиться не только осознавать разные части своего Я, но и наблюдать за их взаимоотношениями.
Второй шаг психотерапии — присвоение себе отщепленных частей.
Ваше Раненое Я — это Вы.
Требуется ваше признание: «Да, то ужасное событие действительно со мной случилось!»
На психотерапии вы должны быть готовыми вывести на поверхность всю боль, весь ужас и стыд, которые носит в себе Раненое Я. Этого может оказаться столько, что кажется — оно все в нас убьет.
Как только Раненое Я выходит из тени на сцену, Критикующее Я может броситься спасать ситуацию: застыдить Раненое Я обратно в подвал и напасть на Наблюдающее Я. Эта борьба — часть процесса исцеления. Но нашим клиентам начинает казаться на этом этапе, что все только усугубляется. На самом деле нет.
Присвоение себе Наблюдающего Я — это вступить в его роль. По ощущениям это может напоминать работу в спортзале над теми мышцами, которые никогда раньше толком не использовались. И тут психотерапевт будет обучать вас как бы формировать собственные ресурсы, чтобы справиться с тем, что происходит через развитие способности видеть происходящее, но и проявлять к себе достаточно сострадания, терпения и понимания, что вызывает в Критикующем Я протест. Оно воспринимает заботу о себе как слабость или как эгоизм. Особенно, когда дело доходит до осознания, насколько сильно и жизненно необходима нам любовь, сострадание и помощь.
Поскольку Раненое Я уже давно потеряло надежду в то, что нас можно любить и принимать, оно с большим недоверием отнесется к попыткам дать ему любовь и понимание. Для него это будет восприниматься как западня или насмешка, что может вызвать его желание снова спрятаться.
Задача Наблюдающего Я также состоит в том, чтобы дать Раненому Я достаточно поддержки.
Присвоение себе Контролирующего Я начинается с понимания, зачем оно так нужно и почему мы считаем, что заслуживаем такого жестокого обращения с собой. Зачем нам нужны самообвинения и самоистязание? Они на самом деле существуют для того, чтобы оградить нас от повторения той боли, которая была в прошлом.
Признать, что Критикующее Я — это тоже вы, это еще и признать, где мы плохо обращались с другими людьми, а не только с собой.
Третий шаг цикличного процесса интеграции в психотерапии- это объединение расщепленных частей в одно целое.
Для этого требуется, Наблюдающее Я «взяло на ручки» Раненое Я, а Раненое Я стало получать любовь от других, от нас самих и от Бога. Вместе с тем, Критикующее Я должно отпустить попытки контролировать себя и окружающих. Это тоже процесс обучения, который занимает время и психотерапевт будет давать домашние задания на каждый день, чтобы вы тренировались в сострадании и в любви к себе.
Когда вы научитесь себя любить, у вашего Внутреннего Ребенка может начаться процесс горевания над тем, что случилось когда-то. Вы будете чувствовать ту боль, которую вы от себя оттолкнули в бессознательное. Вы будете чувствовать потерю, и это может сопровождаться яростью, стыдом, отчаяньем и страхом. Но вы также почувствуете любовь, к которой так отчаянно стремились. Вы наконец-то позволите себе быть целостным, настоящим, подлинным.
Если вам понравилась эта статья и вы поймали себя на мысли, что пора «возвращаться к себе», то рекомендуем вам начать психотерапию как можно скорее.