Психологическая техника «Контакт с телом». Часть 1.

0
2279

Эта психологическая техника предназначена как для читателей сайта Psi-Labirint.ru, так и для практикующий психологов и психотерапевтов, работающих со структурными расстройствами своих клиентов.

Психологическая техника, представленная перед вами несет в себе главные задачи:

-развить первичную способность к контакту с телом;

— развивать способность фокусировать, удерживать и переключать внимание на своих ощущениях и телесных состояниях, интегрировать эти ощущения и характеристики в целостное представление о себе и объекте;

-развить реалистичное восприятие себя и объекта, чтобы в дальнейшем иметь способность четко отличать себя от объекта;

-развить  способность отличать свой опыт от чужого.

*   *   *    *

Оглядитесь вокруг себя. Отметьте каждую вещь, которая попала в поле вашего зрения. Какова ее форма и фактура…какого она цвета…как освещена…и как падают тени…Обратите внимание на сочетание различных форм…Если вы поймаете себя на том, что мысленно называете вещи («Вот зеленый стул, а вот фотография, эта лампа напоминает мне дедушкину лампу»), то вы на ложном пути.

В самом по себе назывании вещей нет ничего плохого, но оно снова возвращает вас к вашим мыслям. От вас же требуется только видеть предметы, как видит их младенец, не знающий их названий…Не сопровождаете ли вы свое наблюдение такими, например комментариями: «Эта картина висит криво» или «Вентилятор пыльный»? Если да, значит,  вы снова погрузились в свои мысли и снова рассуждаете вместо того, чтобы просто смотреть… Расслабьте мышцы глаз,  даже слегка расфокусируйте взгляд… выберете какой-нибудь предмет или мелкую деталь большого, например ворсинку ковра или фрагмент обоев… задержите взор… Что вы там видите? Можете ли вы позволить себе остаться поглощенным наблюдением за этим предметом?

Теперь-закройте глаза. Что вы видите?…(можете открывать и закрывать глаза по мере прочтения). Отметьте образы оставшиеся от наблюдения…прислушивайтесь…Что вы слышите?…Возможно,  только сейчас вы осознали, что все это время, пока вы пытались сконцентрироваться на зрительных ощущениях, существовали какие-то звуки, на которые вы не обращали внимания…Теперь сосредоточьтесь на слуховых ощущениях, постарайтесь уловить все звуки,  какие только сможете разобрать, вплоть до самых слабых…Представьте, что вы очнулись после глубокого забытья…сознание постепенно возвращается к вам…

Постарайтесь определить, используя только свой слух, где вы находитесь… в городе или в деревне?…в помещении или на улице?…присутствует или кто-то еще рядом с вами или вы в одиночестве?…Если здесь кто-то есть, что вы можете узнать о нем по одними лишь слуховым ощущениям?…

А сейчас, продолжая сидеть с закрытыми глазами, открывая их только для прочтения, сосредоточьтесь на обонянии…Запах воздуха… Поднесите руку к лицу. Знаком ли вам этот запах?…Могли бы вы только по нему узнать собственную руку?…Вдохните запах ваших волос, если их длинна позволяет это сделать… запах вашей одежды…рук…Принюхайтесь к запахам предметов, окружающих вас…О чем они вам говорят: вот ковер…давно ли вы его выбивали?…Сумка…их какой кожи она сделана, натуральной или синтетической?…

Продолжая, возьмите в рот кусочек яблока, клубнику, апельсиновую дольку…Почувствовали ли вы сначала запах, а затем вкус?…Прожевывайте каждый кусочек тщательно и неторопливо, отмечая все изменения вкусовых ощущений… Обратите внимание, какой вкус остается после того, как вы проглотите последний кусочек…

Теперь замрите на минуту, направьте внимание на свои руки, особенно на кончики пальцев, и попытайтесь осознать, какую информацию о мире они вам дают. Если это был единственный источник информации, каким бы тогда был для вас внешний мир?…Теперь соедините ваши руки,  и пусть одна начнет ощупывать и исследовать другую. Какие ощущения у вас вызывает эта как бы чужая рука? Изучите форму ее костей, суставов, ногтей…исследуйте поверхность кожи… А сейчас прислушайтесь к ощущениям, возникающим в той руке, которую вы унаследуете… Может быть, стоит изменить способ прикосновения, например, не исследовать, а ласково поглаживать ее…Поищите для нее самую приятную форму надавливания, самый приятный ритм поглаживающих движений…Теперь попробуйте по переменно направлять свое внимание то на одну, то на другую руку… Легко ли вам это удается? Снова перенесите внимание на активную руку…Что вам больше понравилось, осознавать ощущения исследующей руки или той, которая пассивно принимала поглаживания? Снова переключите внимание на пассивную руку…Удаются ли вам эти произвольные переключения?

…Пусть ваши руки поменяются местами…Обратите внимание на ту из них, которая теперь занимается исследованием…Как она ощущает суставы, мышцы, кожу, подушечки пальцев другой руки…Прислушивайтесь сейчас к ощущениям, исходящим  от пассивной руки…что она чувствует, когда ее изучают, гладят, ласкают….Легко ли ваши руки приняли их новые роли или что-то вызывает их сопротивление?…

А теперь займитесь лицом. Пусть ваши руки ощупают его, как руки слепого незнакомца…Удалось ли вам узнать что-то новое о своем лице, которое вы каждый день видите в зеркале?…А что ощущает ваше лицо? Какие оно испытывает ощущения от прикосновений пальцев?…Поищите наиболее приятный способ, силу, скорость и направление касаний…как ему лучше, если только дотрагиваться кончиками пальцев или всей ладонью?…Как и раньше, попробуйте переключать свое внимание с лица на пальцы и с пальцев на лицо…Что вы ощущаете?…Меняя попеременно направление своего внимания, увеличите зону исследования своего тела, включите в нее шею, плечи, туловище, ноги…Есть ли разница в ваших ощущениях, когда вы дотрагиваетесь до обнаженных частей тела или до скрытых под одеждой? Какое из них интенсивнее, какое приятнее?

Продолжая, исследуйте руками то, что вас окружает…стул…ковер…все, что находится рядом… Можете исследовать и все помещения, если хотите…Попробуйте на ощупь те самые предметы, в которые вы всматривались в самом начале упражнения…Насколько уверенно вы чувствуете себя, исследуя предметы…Движетесь еле-еле,осторожными шажками или движетесь достаточно свободно, чтобы просто идти?…Отметьте, как при этом помогают вам ориентироваться в пространстве ваши руки и ваш слух…Как вам удобнее идти, быстро или медленно?…Продолжайте свой путь, по собственному выбору обращая внимание на разные вещи…если рядом с вами никого нет, чувствуете ли вы от этого неуверенность…Если есть другие люди, что вы испытываете, когда встречаетесь с ними?

Помните, все в ваших силах, вы можете выбирать упражнения по собственному вкусу и самостоятельно решать делать или нет те из них, которые вам не нравятся…

Заканчивая свои перемещения, попробуйте вернуться на свое место…Какие ориентиры помогли отыскать его? Вспомните то положение, в котором вы находились в самом начале этой психологической техники.