Важно уметь использовать свои размышления конструктивно и уметь полностью их осознавать. Эта психологическая техника об этом.
* * * *
Найдите удобное, спокойное место, где вам никто не сможет помешать.
Приготовьте бумагу и ручку.
Сядьте, выпрямив спину, расслабьтесь, сосредоточьтесь на дыхании. Сначала сделайте вдох животом, дайте воздуху заполнить вашу грудную клетку, а затем пространство над ключицами. после этого начните медленно выдыхать воздух, произнося при этом мягкий звук «с-с-с-» для того, чтобы определить, когда весь воздух выйдет.
Теперь легко и свободно сделайте новый вдох. Следите за ритмом дыхания…воздух входит…выходит, сопровождаясь мягким звуком «с-с-с». Обратите внимание на мысль, которая пришла вам в голову. Назовите ее как-нибудь и запишите как можно короче. Затем блокируйте эту мысль, снова сосредоточьтесь на дыхании, пока не всплывет следующая мысль или образ. Запишите их. И так далее. Не останавливайтесь ни на одной мысли. Просто их записывайте. Делайте эту технику в течение тридцати минут.
Теперь взгляните на свою запись и проанализируйте ее. Какой процент занимают сенсорные ощущения (луч света из окна, телефонный звонок, запах еды, шум машины);
какой процент телесные ощущения (легкость дыхания, ощущение холода в ногах);
какой процент-собственно мысли.
Попытайтесь проанализировать эти случайно всплывшие в вашем сознании мысли.
Обратите внимание,сколько среди них мыслей планирующих, то есть мыслей о будущем, о том, что вы хотите или что вам надо сделать. Сколько мыслей, тревожащих вас? Есть ли мысли-фантазии о несуществующих, но желательных ситуациях, отношениях, событиях? Есть ли сравнения, вызывающие зависть или обиду?
И, наконец, самое важное: не было ли таких мыслей, которые «одерживали верх» над вами, то есть мешали выполнять эту психологическую технику, требовали остановку и длительных размышлений. Именно эти мысли имеют над вами силу.
* * * *
Эта психологическая техника хороша еще тем, что учит замечать последовательность и ритм внутренних мыслительных событий, эмоций и мыслей, действий как внутренних, так и внешних. Таким образом, мы развиваем базовую способность распознавать внешнее время и внутреннее.
Поскольку вы уже научитесь фиксировать свои мысли и то как «движутся» в них «события» вы будете способны создавать и управлять своими собственными внутренними ритмами, организуя свои эмоции, мысли, импульсы и действия в оптимизированные цепочки. И когда вы будете делать это удовлетворительно хотя бы для себя, вы сможете распознавать то, как другие люди мыслят и в каких последовательностях и с какой скоростью.