Личная предрасположенность к возникновению постстрессовых переживаний. Часть 3.

0
2296

Личная предрасположенность к возникновению постстрессовых переживаний. Часть 3.
Личная предрасположенность к возникновению постстрессовых переживаний. Часть 3.

Сегодня мы коснемся двух теорий, которые объясняют возникновение у человека стрессовых переживаний. Это теория Ирвина Ялома и теория Джоржа Александра Келли.


Экзистенциальная теория Ирвина Ялома.

Ирвин Ялом предложил рассматривать все психологические проблемы с точки зрения понятий смерти, свободы, изоляции, бессмысленности и неопределенности.

Понятие смерти.

Впервые страх смерти возникает у человека в трехлетнем возрасте. Когда детям страшно засыпать, они часто расспрашивают родителей не умрут ли они и т. д. В дальнейшем психика создает психологические защиты, выступающие в виде базовых иллюзий. Их три:

Иллюзия собственного бессмертия;

Иллюзия справедливости;

Иллюзия простоты устройства мира.

Эти иллюзии очень устойчивы и сопровождают нас всю жизнь.

Мы разберем эти иллюзии, чтобы вам стало понятнее.

Иллюзия собственного бессмертия.

Часто она может звучать в виде такой концепции: «Могут умереть все, кроме меня!». Первое же столкновение с травматической стрессовой ситуацией ставит человека лицом к лицу с реальностью. Человек вынужден признать, что может умереть. Для большинства такое откровение может кардинально поменять образ мира, который из уютного, защищенного превратился в мир роковых случайностей, открытый для действия неконтролируемых сил.

Иллюзия справедливости.

Она звучит в виде концепции: «Каждый получает по заслугам!». При травматическом стрессе опровержение этой концепции — настоящее потрясение. Ведь на самом деле оно обесценивает все усилия: действительно, зачем делать что-то хорошо или стараться быть хорошим человеком, если это не даст защищенности?

Иллюзия простоты устройства мира.

Она звучит в виде концепции: «Мир очень прост; в нем есть только черное и белое, добро и зло, наши и не наши, жертвы и агрессоры».Чем взрослее становится личность, тем больше ложную простоту.

Понятие свободы.

Самым сильным ограничителем свободы является чувство вины и вытекающие из него долг, обязательства. Человек, испытывающий чувства вины, стремиться как бы наказать себя саморазрушением, иначе говоря — демонстрирует аутодеструктивное поведение. Особенно это характерно для травматического чувства вины. У людей, переживших психологическую травму, это чувство возникает в трех видах.

Во-первых, это вина за воображаемые грехи. Если, например, умирает кто-то, близкий, человек начинает анализировать свое поведение по отношению к умершему и всегда находит ситуации, когда он причинял умершему огорчение.

Во-вторых, у человека, пережившего травматический стресс, часто возникает чувство вины за то, что он не сделал. И наши клиенты, которые пережили травматические ситуации, часто страдают от так называемого «болезненного чувства ответственности», когда их терзает чувство вины за действия в прошлом. Анализируя ситуацию, они всегда находят нечто, что можно было бы сделать иначе — и тем самым предотвратить трагедию: например, вовремя подать лекарство или заставить обратиться к врачу.

Третий аспект травматического чувства вины — это так называемая «вина выжившего», когда человек «виноват» только потому, что он жив, а тот, другой, умер. Ее еще называют « синдромом узников концлагерей». Выживший живет под бременем невыносимой ответственности.

Понятие изоляции.

Чувство изоляции хорошо известно жертвам травматического стресса: многие наши клиенты, которые страдают от одиночества, от неудачных отношений и от трудностей установления отношений с другими людьми. Их переживания, их опыт настолько уникальны, что другим людям просто невозможно это понять. И когда окружающие начинают казаться скучными, ничего не понимающими в их жизни. Именно поэтому пережившие психологическую травму люди тянутся друг к другу. По их мнению, только человек, испытавший нечто подобное, может их понять.

Одиночество, переживаемое человеком, — это только психологическая реальность, но и социальная. Существует миф о том, что жертва вызывает сочувствие. Однако часто жертва вызывает агрессию. Люди начинают сторониться пострадавшего, как бы боясь заразиться от него несчастьем.

Понятие бессмысленности.

Человек может вынести все что угодно, если в этом есть смысл! А психологическая травма бывает неожиданной и беспричинной, поэтому часто воспринимается как бессмысленная. Это заставляет человека искать какое-нибудь объяснение тому, что произошло, чтобы травматическое переживание не было напрасным. Тогда и создаются социальные мифы, которые предлагают свое объяснение случившемуся.

Понятие неопределенности.

Неопределенность является наиболее тягостным переживанием. Значительная часть интеллектуальной деятельности человека, связанная с формированием представления о мире и о себе, направлена именно на преодоление этой неопределенности, поиск закономерностей, при этом типично отметать возможность маловероятных или просто нежелательных событий.

Теория личностных конструктов Джоржа Александра Келли.

Его концепция пытается объяснить специфику переживания травматического стресса. По мнению психолога Келли, процесс мышления человека протекает на основании формирования полярных утверждений, конструктов.Вот некоторые из них:

1)смерть-бессмертие;

2)закономерность-случайность;

3)зависимость-независимость;

4)чувство общности с другими-одиночество;

5)осмысленность-бессмысленность;

6)безопасность-угроза;

7)беспомощность-всемогущество;

8)полноценность-ущербность;

Стремление избегать неопределенности приводит к выбору по принципу «или-или», а стремление компенсировать тревогу, вызванную базисным конфликтом, и «принцип удовольствия» определяют выбор той или иной полярности.

Наша консультативная практика показывает, что человек зачастую считает себя бессмертным, чем смертным, предпочитает верить в закономерность и осмысленность происходящего, старается сделать картину мира более безопасной, определенной, ведет себя так, как если бы он был всемогущим или верил во всемогущество того, что (или кто) определяет наше существование (общество, Бог и так далее).