Условия развития травматического стресса и его влияние на человека. Психологическая помощь после перенесения стресса. Часть 2.

0
2233

Условия развития травматического стресса и его влияние на человека. Психологическая помощь после перенесения стресса. Часть 2.
Условия развития травматического стресса и его влияние на человека. Психологическая помощь после перенесения стресса. Часть 2.

Приветствуем всех на сайте психологической помощи Psi-Labirint.ru! Благодарим, что вы остаетесь с нами и следите за нашими выпусками статей, где мы делимся своим психотерапевтическим опытом и важной информацией о психологии и психотерапии.

Мы продолжаем цикл статей, посвященных переживанию сильного стресса. И сегодня мы попытаемся вам рассказать о тех условиях, которые влияют на развитие психологической травмы.

Первый пласт условий выглядит так:

1)насколько ситуация стресса субъективно воспринималась человеком как угрожающая;

2)насколько объективно реальная была гроза для жизни;

3)насколько близко к месту трагических событий находился человек (ведь он мог физически пострадать, но видеть последствия катастрофы, трупы жертв);

4)насколько в это событие были вовлечены близкие, пострадали ли они, какова была их реакция. Это особенно значимо у детей. Когда родители очень болезненно воспринимают происшедшее и реагируют паникой, ребенок также не будет чувствовать себя в безопасности.

Второй пласт условий включает в себя локус контроля.

Локус контроля — это  понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.

Локус контроля определяет, насколько эффективно человек может влиять на окружающую обстановку или владеть ею. Традиционно локус контроля располагается между внутренним восприятием ситуации и внешним. И люди делятся на экстерналов  (external) и интерналов (internal).

Экстерналы видят большинство событий как результат случайности, контролируемой силами, неподвластными человеку.

Интерналы, наоборот, чувствуют, что только некоторые события находятся вне сферы человеческих влияний. Даже катастрофические события могут быть предотвращены хорошо продуманными действиями человека. Такие люди располагают более эффективно работающей когнитивной системой.

Экстерналами или интерналами не рождаются, а становятся в последствии родительского воспитания. И родительская семья оказывает существенный вклад в развитие тех или иных способностей воспринимать себя и видеть мир через определенные схемы мышления. Которые либо способствуют виктимизации (ощущение себя жертвой, на которую напали и не способность что-либо сделать в этой ситуации), либо способствуют развитию способности управлять своим поведением и событиями вокруг себя в максимальной степени.

Очень многие люди, которые обращаются на сайт Psi-Labirint.ru с проблемами переживания психологической травмы имеют именно внешний локус контроля (являются экстерналами). Это в значительной степени затрудняет их видение себя и того, что произошло с ними, поэтому переживания стресса оказываются для них настолько сильными, что они часто чувствуют себя беспомощными и нуждаются в помощи психолога.

Наша задача в таких случаях научить тратить существенную часть своей умственной деятельности на получение информации, чтобы влиять на значимые для наших клиентов события. На психологической консультации психолог учит разрабатывать специфические и конкретные планы действий в тех или иных стрессовых ситуациях. Иными словами, психолог учит развивать три типа контроля:

поведенческий контроль, который затрагивает те действия, которые человек производит во время стресса;

когнитивный (умственный) контроль, который, в первую очередь, отражает интерпретацию  стрессовых событий человеком;

контроль решительности, который определяет процедуру выбора эффектных способов действий.

В дальнейшем это позволяет нашим клиентам более успешно справляться со стрессовыми ситуациями.